Когда одиночество - величина постоянная
"Плохо человеку, когда он один..."
В. В. Маяковский
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку
одному..." Быт. 2:18-24
Страдания от одиночества и вопрос, как избавиться
от одиночества - одни
из наиболее частых причин обращения к психологу,
психотерапевту,
психоаналитику. Одиночество - явление столь
неоднородное и многозначное, что достойно оказаться предметом
исследований отдельного научного учреждения! Даже в жизни одного и того
же человека одиночество может оборачиваться разными ликами, высвечивая
разнообразные грани и смыслы: от младенческого состояния покинутости и
чувства отверженности у подростка до возвышенных состояний удаления от
людей (мира) у отшельника и творческой самоизоляции художника. Быть
одному и быть одиноким - другое различение и другие переживания:
потребность иногда остаться наедине с собой диалектически противостоит
потребности в близости с другими, гармоническое их сочетание оказывается
непростой задачей, требующей искусного построения как своей душевной
жизни, так и отношений с окружающими людьми.
Наверное, стоит вспомнить о том,
что изначально человек не существует сам по себе. Описывая раннее
развитие, видный психолог Д. Винникот заявляет: "Нет такой вещи, как
"младенец"! С момента рождения (и, тем более, до такового) ребенок
(плод) находится не просто в связи с матерью, он, по сути, составляет
часть единства "мать-дитя". Появление самостоятельности - как в плане
жизнедеятельности, так и в плане сознания - это задача, решению которой
отведены долгие месяцы и годы непростого разделения с матерью. В
определенном смысле эта задача остается пожизненной, даже если отношения
с матерью (или лицом, заменяющим ее) так или иначе перестали являться
непреодолимой потребностью или реальностью. Младенческая зависимость,
утверждают психологи-психоаналитики, остается одной из составляющих
душевной жизни - именно поэтому практически каждому человеку понятны и
милы такие фантазии и мотивы, как "колыбельная", "сон младенца",
"утешение", "покой". Психологически в ситуации переутомления и
стресса
мы все склонны к так называемой регрессии - то есть возврату в прошлое -
состоянию, в котором можем расслабиться, получить утешение или хотя бы
забыться (чаще всего эта потребность удовлетворяется сном). Одиночество
в таких ситуациях - дополнительный фактор стресса, поскольку
требуемых утешения и поддержки со стороны получить не удается и
вновь приходится рассчитывать лишь на свои, уже изрядно
истощенные, силы.
В ходе развития человек неизбежно
оказывается отделенным и предоставленным самому себе - появление
самосознания ("чувства Я") протекает одновременно с развитием отношений
с лицами, осуществляющими уход, и, прежде всего, за счет возникновения
дистанции между собой и другими. Отношения, по определению, возможны
там, где есть разделенность, и это ключевое свойство обусловливает
сложность для человеческого развития: стать собой возможно лишь в той
степени, в какой ты сумеешь отделиться от других. С другой стороны,
настоящее (скажем, зрелое) соединение (в отношениях, привязанностях,
чувствах) с другими возможно лишь в том случае, если в отношения
вступают самостоятельные (то есть стоящие отдельно, сами по себе)
личности.
Проблематика одиночества, в
основном, сосредоточена в тех случаях, когда человек обнаруживает свою
жизнь неполной, недостаточной, неполноценной без другого, значимого
лица.
Иногда это приобретает черты
навязчивой потребности в отношениях, в любви, в признании, в уходе - в
конечном счете, речь идет об удовлетворении потребности в зависимости:
невыносимо бытие в отделенном (от внимающего, заботливого, ухаживающего
лица) состоянии. Желаемые отношения при этом строятся на выборе такого
партнера (объекта привязанности), который является значимой опорой в
личностном существовании (по сути, компенсируя недостаток его
психологической устойчивости). Такого рода зависимость зачастую является
следствием неблагоприятной истории разделения с матерью (лицом,
осуществляющим уход в раннем детстве), однако эта причина (как и
возможные другие) не представлена явным, осознаваемым образом, а
переживанию доступны лишь ее (их) следствия - чувство тоски,
желание довериться значимому другому и утешиться близкими отношениями,
невыносимость уединения. Трагическая составляющая такого состояния
заключается в том, что возникающие вновь отношения изначально ограничены
рамками собственных потребностей, партнеру отводится определенная (и,
добавим, не вполне посильная) роль - не только удовлетворить текущие
потребности зависимого лица, но и исцелить травмы ранее упомянутого
неблагоприятного разделения (именно они являются источником
"невыносимости" переживаний одиночества и, вообще, всякого разделения).
Первоначальная эйфория от встречи и установления отношений довольно
быстро сменяется тревожностью по поводу расставаний, нарастающими
претензиями на подтверждение привязанности, изматывая и самого человека,
и его - без преувеличения - бесценного партнера. Нередким итогом
подобных драматических взаимодействий становится очередной болезненный
разрыв.
Нередко вопрос одиночества смещен
в область размышлений о судьбе. Встречи, то и дело происходящие в жизни,
не приводят к желаемым отношениям, и тогда возникают мысли либо о своей
ущербности ("ростом не вышел", "нынче все решает богатство", и т.д.),
либо - о своей исключительности ("семейная жизнь не для меня", "надо
было родиться в прошлом веке", "от меня всем только плохо становится",
др.). Человек пытается понять причины своей изолированности от "простого
человеческого счастья", и не его вина, что сознание не имеет доступа во
все тайники и мастерские собственной души - многие процессы и причины,
как уже говорилось, находятся в области бессознательного, причем это
касается не только внутриличностной динамики, но и динамики отношений с
другими людьми. Психологический анализ позволяет раскрыть, как
повседневные взаимодействия реализуют наши глубинные ожидания,
воспроизводят ранее неблагоприятно сложившийся тип отношений с объектами
привязанности, обрекая нас на навязчивое повторение неудовлетворительных
сценариев и даже травматических событий, воспринимаемых как "судьба",
"карма", а то и чужая злая воля - "порча" или "сглаз".
Одиночество - вопрос и тема
слишком непростые, укорененные в бытии человека, можно сказать,
"вечные". Говоря так, не стоит думать, что это означает их
принципиальную неразрешимость! Речь идет, скорее, о том, что каждый
человек с необходимостью с ними сталкивается - в разном возрасте, в
разных ситуациях, с разными ресурсами для их решения. А, с другой
стороны, изменчивость и развитие жизни неизбежно предоставляет
возможность вернуться к ранее найденным ответам и озадачиться вновь.
Одиночество - не приговор, не диагноз. Скорее, это лаборатория души, ее
мастерская, возможно, экспериментальная площадка, полигон -
пространство, в котором человек находит себя - таким, какой есть - с
тем, чтобы создать себя иного - такого, каким хотел бы быть. Однако
трудность одиночества как состояния, как раз, в том, что конструктивно
разрешить его и, тем более, творчески использовать крайне
затруднительно. Возникает своего рода замкнутый порочный круг: для
преодоления одиночества человеку нужны особые внутренние ресурсы, однако
будь таковые в распоряжении - одиночества не возникло бы. Выходит, для
выхода из этой круговой зависимости необходим дополнительный и, по всей
видимости, внешний ресурс.
Чаще всего, в
качестве такого внешнего ресурса выбирается тот или иной кандидат на
воплощение уже имеющегося в фантазии образа желанного спутника, друга,
избранника (избранницы), покровителя. Если подходящей кандидатуры не
находится, активизируются его поиски, либо возникает замещающая
деятельность, призванная снять возникающее напряжение от
неудовлетворенной потребности - чаще всего, связанная с фантазированием
о желанной встрече и взаимности. Трагизм этих усилий состоит в том, что
воспроизводится прежний, неэффективный механизм обретения и реализации
желаемых отношений - основанный на той самой фантазии и на тех самых
особенностях личности страдающего лица, которые, по сути, и привели к
болезненному состоянию одиночества.
Адекватным способом
разрешить эти затруднения являются не механические попытки приложить
желаемые характеристики партнера и отношений то к одному, то к другому
кандидату, а последовательная проработка неэффективных механизмов
социального выбора и формирования привязанности. С учетом того, что
большая часть указанных механизмов действуют помимо сознания индивида,
описанная работа требует специальной - психологической и
психоаналитической квалификации.
помощь психолога при одиночестве
|