Типы корпоративных культур
По степени наличия и оформленности корпоративной культуры
условно можно выделить три типа компаний.
1. К первому условному типу отнесем компании с ярко
очерченной корпоративной культурой. В таких компаниях четко
прослеживается их стремление создать из сотрудников команду,
члены которой имеют «одну группу крови» и нацелены на решение
общих задач. В компаниях определены ценности, установлены нормы
и правила, регламентирующие поведение сотрудников, есть свои
герои – конкретные люди, являющиеся эталоном в проявлении
установленных норм. Важным моментом является то, что положения
корпоративной культуры имеют формальное закрепление: в
декларации о миссии и ценностях компании, в корпоративном
кодексе, стандартах и пр. В компаниях действуют инструменты
продвижения корпоративной культуры (символика, традиции,
ритуалы). Есть систематический инструмент оценки и
вознаграждения за соответствие корпоративной культуре. Параметры
оценки предельно четко обозначены. Постулаты корпоративной
культуры связаны с процессами подбора, оценки персонала, влияют
на карьерный рост сотрудника.
Итак,
корпоративная культура условного 1-го типа предприятий:
-осознана
- формализована
- имеет инструменты оценки
2. Второй тип составляют компании, в которых также явно
присутствует корпоративная культура, ощутим дух и своеобразие.
Существуют корпоративные ценности. Есть понимание идеологии
своего бизнеса. Есть традиции и ритуалы. Есть свои герои. Но
моральное и материальное поощрение сотрудников за соответствие
корпоративной культуре носит эпизодический характер.
Формализации культуры еще не придается большого значения.
Отсутствует отлаженный механизм оценки кандидатов и сотрудников
на соответствие корпоративным стандартам.
Итак, корпоративная культура условного 2-го типа предприятий:
- осознана
- неформализована
- не имеет инструментов оценки
3. К третьему типу можно отнести компании, в которых
корпоративная культура как таковая отсутствует вовсе. Здесь нет
единых представлений о том, каких ценностей надо придерживаться,
нет мнения о том, какого типа сотрудник важен для успешного
бизнеса, какие морально-этические нормы следует соблюдать при
взаимодействии с внутренним и внешним клиентами и пр.
Корпоративная культура условного 3-го типа предприятий:
- неосознанна
- неформализована
- не может иметь инструментов оценки.
Как вчерашнему выпускнику вуза, соискателю распознать эти
типы и чего ждать от каждого из них?
Ключевыми моментами в процессе знакомства с корпоративной
культурой компании могут быть три момента:
1. Предварительное знакомство с компанией.
2. Процесс интервью при приеме на работу
3. Процесс адаптации при вступлении в должность
Посмотрим на компании под этим прицелом.
Компании первого типа.
1. Предварительное знакомство.
Оно не составит для Вас большого труда. Такая компания прилагает
максимум усилий для трансляции своей идеологии и корпоративной
культуры внешнему миру. Для этого используются все доступные
современные средства. На сайте компании непременно будет
помещена информация о ценностях компании, о принципах ее работы.
Такого же порядка информация (обычно с корпоративной символикой)
будет также присутствовать и на территории компании в виде
всякого рода информационных щитов, плакатов, постеров, брошюр,
буклетов. В этих материалах будет идти речь не только об
истории компании, ее продукте и целях, но и о ценностях, о
нормах, правилах, традициях, принятых в компании. В
информационных, директивных и др. листах на досках объявлений
можно узнать, какой информацией обмениваются сотрудники, что
заботит компанию, что в ней приветствуется и что порицается.
Словом, узнать о корпоративной культуре компании можно даже не
будучи ее сотрудником.
2. Прием на работу.
Если вы захотите получить работу в компании со сформированной
корпоративной культурой - вопрос о степени совпадения по
ценностям будет решаться не вами, эту инициативу целиком берет
на себя компания. Корпоративная культура требует серьезного
подхода к подбору сотрудников. Приход в коллектив человека, не
разделяющего ценности компании, крайне нежелателен. Подорвать
культуру он, конечно, не сможет, но и пользы компании (да и себе
тоже) не принесет.
Обратите внимание, как формулирует такая компания
требования к соискателю. Наряду со стандартным требованием
наличия определенного образования и квалификации, непременно
будут обозначены требования к поведенческим навыкам, как то:
умение работать в команде, коммуникабельность, ориентация на
результат или др. Компания-работодатель заинтересована, чтобы к
ней пришли «свои» люди, которым легко будет «вписаться» в
корпоративную культуру данной команды.
Будьте готовы к тому, что вам предложат пройти не
одно, а два, а, может быть, и три интервью. В ходе одного из них
вам обязательно будут задавать вопросы, которые, на первый
взгляд, вам могут показаться совсем не относящимися к предмету
трудоустройства. Например, просьба привести пример, когда вы в
последний раз сталкивались с каким-то чрезвычайно сложным для
вас заданием, вопрос о том, кто вам при этом помог, как вы на
это реагировали и пр. Компания пытается понять, насколько вы
«придетесь ко двору», «впишетесь» в коллектив сотрудников,
соответствуют ли ваши внутренние установки, убеждения, принципы
нормам и ценностям, принятым в компании. Безусловно, ваши
профессиональные знания будут также учтены. Но принимать на
работу вас будут по совокупности качеств: профессиональных и
личных. Принцип подбора персонала у одной из крупнейших
международных корпораций JTI звучит
так: «Мы принимаем за отношение и учим навыкам».
3.Период адаптации.
Обычно прикладывается максимум усилий для того,
чтобы вновь пришедший на работу сотрудник быстро и эффективно
«вписался» в работу компании. Для этого существует целый
комплекс мер: от процедуры представления вас коллективу до
организации вашего рабочего места: по внутренним каналам
коммуникации (корпоративная почта, корпоративный интранет,
личное представление) вы будете представлены коллективу, в
котором вам предстоит работать; ваше рабочее место скорее всего
уже будет оборудовано. Вы будете информированы о целях и
задачах, стоящих перед компанией в целом, перед тем
подразделением, в который вы пришли; вам расскажут о ваших
обязанностях, познакомят с процедурами, действующими в компании;
расскажут о традициях, о нормах и правилах коммуникации и пр.
Компания сама расскажет вам, каким требованиям нужно
соответствовать, чтобы сделать в ней успешную карьеру. Компания
позаботится о том, чтобы вы в предельно короткие сроки узнали
внутреннюю структуру компании и имели необходимую для вашей
работы информацию: организационная структура, телефонный
справочник компании, таблички на дверях офисов – всему этому
уделено должное внимание. Словом, корпоративная культура
компании будет с вами ежеминутно.
Компания второго типа.
1. Предварительное знакомство.
Познакомиться с этой корпоративной культурой «на расстоянии»
затруднительно. Информация на сайте компании чаще касается
истории компании и ее брендов, возможно – есть информация о
миссии. Информация о ценностях и принципах обычно прописана не
так подробно, а может и отсутствовать вовсе. На территории
компании, скорее всего, вы не встретите никаких визуальных
средств информирования о положениях корпоративной культуры.
Понять ценности и почувствовать «дух» компании можно только в
процессе непосредственного общения с ее людьми.
2.Прием на работу.
Руководство такой компании осознает, что в силу уже сложившейся
и обозначенной корпоративной культуры не всякий человек может
здесь прийтись ко двору. Но, поскольку культура еще не
формализована, не завязана в систему с другими процессами
компании (такими, как подбор, оценка персонала и др.), то,
скорее всего, и проверять вас на соответствие этой культуре
никто не будет. Возможно, вам зададут какие-то вопросы,
выходящие за рамки разговора о вашем образовании и навыках, а
возможно и нет. Решающим аргументом при приеме вас на работу
будет все-таки ваше профессиональное образование. Если в ходе
собеседования вы зададите вопросы о том, люди какого склада в
компании имеют больше шансов быть успешными – скорее всего вы
получите понятный и конкретный ответ.
3.Период адаптации.
Понимать, куда вы попали, какие нормы и правила здесь
приветствуются и насколько они вам подходят, вы будете в
процессе работы. В разговорах с коллегами, вашим руководителем
обращайте внимание на то, каким образом здесь принято общаться и
решать деловые вопросы; что осуждается; кого уважают и за что;
люди какого склада занимают руководящие позиции; кому и за что
компания оказывает уважение и признание; что влияет на карьеру.
Процесс узнавания в этой компании длится дольше, чем в компании
первого типа. Однако, понимание того, подходит вам это или нет,
приходит очень скоро. Корпоративная культура, не будучи
формализованной, темнее менее будет проявлять себя на каждом
шагу.
Компания третьего типа.
1. Предварительное знакомство с корпоративной культурой
компании третьего типа невозможно в силу отсутствия таковой.
Сайт компании может содержать много информации, но даже
признаков нужного вам аспекта вы там не найдете.
2. Прием на работу.
Интервью при приеме на работу, скорее всего, сведется к изучению
ваших документов и к выявлению формальных признаков наличия
требуемого образования. На вопрос о том, какие люди имеют в
компании больше шансов быть успешными, вам, скорее всего,
ответят общими фразами типа: профессионалы, дисциплинированные,
исполнительные или др.
3. Период адаптации на рабочем месте.
Характер, специфика и успешность периода адаптации будет целиком
и полностью зависеть от вашего непосредственного руководителя,
от его личности, стиля руководства и пр.
Вообще, все три типа компаний и их корпоративную культуру можно
представить в виде вокалистов, исполняющих песню. Песня первой
компании оформлена как нотная партитура. Ее поет хор. Но и любой
человек (знакомый с нотной грамотой) может, взяв ноты, составить
представление об этой песне: понять, насколько ему подходит ее
характер и темп; позволяют ли его голосовые возможности
воспроизвести вокальный диапазон мелодии и пр. Песню второй
компании еще не положили на ноты. Она уже есть, ее здОрово поют.
Но разучить ее можно только вместе с теми исполнителями, которые
ее знают. Песня третьей компании еще не сложена. Можно услышать
отдельные звуки, отдельные слова и рифмы, но что из них в конце
концов получится – пока неизвестно.
Тамара
Воротынцева, Директор по
развитию Тренинговой компании «Бизнес Партнер»
Тренинги для руководителей
консультация психолога в Москве
|