Рейтинг@Mail.ru
психологическая помощьсайт психолога

Go-Psy.Ru - Психологическая помощь
О проекте Go-Psy.Ru
Статьи по психологии
Психологическая консультация
Кабинет психолога

ситуации

Невроз
Депрессия
Стресс
Одиночество
Страхи. Тревога
Ревность. Измена
Несчастная любовь
Утрата смысла жизни
Жизненный кризис
Затяжной конфликт
Психическая травма
Нарушения питания
Нарушения сна
Нарушения эмоций
Нарушения отношений
Нарушения поведения
Сексуальные нарушения
Нарушения здоровья

психологические проблемы

помощь психолога

Консультация психолога
Психотерапия
Психоанализ

Вы можете задать вопрос психологу по электронной почте (e-mail):
go-psy@ya.ru
Ответ специалиста будет направлен вам лично.
Конфиденциальность гарантируется.

помощь психолога

этика психолога

  Главный принцип врачебной практики - "Не навреди" - в точности применим к практике оказания  психологической и психотерапевтической помо-щи. К сожалению, нередки случаи нарушения этого правила, и тогда некорректное поведение специалиста стано-вится еще одним источником страданий пациента. Теряется изначальное доверие ко всякому  психологу и психотерапевту. Надежды на исцеление тают.
  Чтобы избежать этих или иных неблагоприятных последствий, следует убедиться, что избранный вами специалист следует принципам профессиональной этики психолога.
подробнее>>

этика психолога


быстрый поиск

Психолог в Москве Помощь психотерапевта Лечение невроза Психологическое консультирование Лечение депрессии Кабинет психолога

 

 

 

 

 

 

 

 


Психологическая помощь на Go-Psy.ru

since 2006 © Go-Psy.Ru
все права защищены Законом
условия использования материалов

 

Уход хорошего сотрудника: отпустить нельзя помешать

Мы выбираем, нас выбирают.
Как это часто не совпадает…

Слова из песни

   Деятельность руководителя в число своих ключевых функций включает  управление человеческими ресурсами. Среди множества вопросов в этом плане приходится решать вопросы приема и увольнения сотрудников. Процедуры эти, во многом, отрегулированы законодательством. Однако сколь бы ни была отлажена система кадрового делопроизводства, она может дать сбой, если приходится, как говорится, «резать по-живому» – расставаться с хорошим, ценным для дела сотрудником.

Профилактика, и еще раз профилактика

   Большинство проблем, как известно, возникает потому, что о них не думают заранее, в то время как избежать их проще, чем решить. Скольких управленцев известие о том, что самый эффективный менеджер написал заявление об уходе, повергло в шок – сказывается эффект неожиданности. Почему мы склонны думать, что хороший сотрудник от нас не уйдет? Да потому что мы его явным образом ценим! Он знает, как хорошо мы к нему относимся, видит, что мы поощряем его успехи, считаемся с его мнением, ставим его в пример (если у вас хороший сотрудник не получает такого рода знаков внимания, приходится вам посочувствовать и предположить одно из двух – либо вам фатально «не везет» с подбором кадров, либо у вас совершенно превратные представления о мотивации персонала). При таком нашем отношении становится трудно допустить мысль о том, что его может что-то не устраивать, ведь о большем и мечтать нельзя – в вашей организации он и так уже на вершине.

   Мы, конечно, понимаем, что где-то бывает лучше, чем у нас. Но в работе с подчиненными очень важно поддерживать положительный образ своей организации, и мы избегаем постоянного сравнения с иными вариантами трудоустройства. Руководитель, вращаясь в пространстве своих бизнес-процессов, находится в своеобразной эгоцентричной позиции: весь мир с партнерами, поставщиками, клиентами и конкурентами, как будто, вертится вокруг него по удаленным орбитам. Обладая абсолютной властью в своей организации, руководитель бессознательно (или – случается и такое - вполне осознанно)  идентифицируется с ролью демиурга, всемогущего творца и вершителя судеб своих подчиненных, а критерии оценки внутренней реальности (реальности собственной организации) постепенно теряют контакт с реальностью внешней. Что ж, в этом может крыться один из источников харизмы руководителя – колоссального управленческого авторитета в глазах его коллектива. Однако совершенно однозначно то, что здесь и его ахиллесова пята.

   Эффективное управление подразумевает постоянный мониторинг бизнес-процессов, адекватный контроль состояния всех ресурсов. Верите ли вы, что «кадры решают все» или нет, держать руку на пульсе мотивированности ваших подчиненных вам, все же, стоит. Это отдельная и очень пространная тема, но рынок не делает скидок на вашу неосведомленность – и вот уже хедхантеры подхватывают «под белы ручки» самого «стахановского» из ваших менеджеров продаж, повергая вас в прострацию и растерянность. А то и в ярость.

 Психология личности Vs бизнес-психология

   Выверенный бизнес-подход к конфликтным ситуациям (а неожиданный уход хорошего сотрудника, безусловно, такого рода случай) требует беспристрастного анализа до всякого действия, а, значит, вам нужна пауза между моментом получения информации и выражением какой-либо реакции на нее.  Не стоит  думать, что вы тем самым дадите повод счесть вас растерявшимся и, следовательно, уязвимым. Обозначьте, что вы получили информацию, но не имеете возможности обсудить это тут же, на месте, и согласуйте время для обстоятельного разговора. Управленческая сила проявляется не в готовности рубить с плеча. Ничто так не убеждает подчиненных в потенции руководителя, как его точные попадания в свои управленческие цели. А уж сколько ему потребовалось времени на подготовку к удачному «выстрелу», вопрос технический и, в этом контексте, второстепенный..

Сотрудник от слова сотрудничество

   Давайте исходить из того, что до тех пор, пока ваш сотрудник от вас окончательно не уволился, вы находитесь с ним в отношениях партнерства (а по-хорошему – и после наступления этого факта, ведь для успешного предпринимателя бывших сотрудников – членов команды, как и бывших клиентов, не бывает). Это означает, что в любой ситуации необходимо искать точки соприкосновения интересов обеих сторон – это исходная позиция всякого успеха.

   Увы, чаще всего сотрудник, заявивший о своем уходе, становится тем, кого принято называть public enemy. Этого врага начинают преследовать эмоционально, финансово, а то и юридически. Ему всячески дают понять, что это с рук не сойдет, а заодно наводят ужас на всех окружающих – «чтоб неповадно было».

   Тот, кто в результате оказывается загнанным в ловушку, это сам руководитель. Ведь после таких маневров всякий сотрудник, сколь бы он ни был для вас до этого хорош, поймет, что все это хорошее отношение строилось лишь на ваших собственных, по сути, корыстных, интересах, и приложит все усилия, чтобы поскорее с вами расстаться (чтобы избавиться от подобных «милостей», а заодно -  унести самое нелестное о вас впечатление). Оцените сами, чего может стоить такой урон вашему имиджу. Помимо этого, морального, исхода, не менее плачевным для вас будет то, какой практический вывод сделают оставшиеся сотрудники. Раз уж бывшему некогда «в фаворе» так не поздоровилось, что говорить о «простых смертных»! Подобно команде прохудившегося судна, народ станет больше думать не о том, как исполнить миссию предпринятого плавания, а о том, сколько мест в спасательных шлюпках. 

 Бери от жизни все

   Бизнес в идеальных условиях невозможен. Не потому, что бизнес там, в принципе, неприменим. А потому, что идеальных условий не бывает. В доступной нам реальности мы имеем дело с несовершенными условиями и ресурсами. Кадры – один из ключевых ресурсов всякого бизнеса. Вопрос адаптации управления к тому или иному несовершенству человеческих ресурсов – вопрос нашего успеха в конкуренции, в том числе и на рынке трудоустройства.

   Исходя из этих азбучных истин, очевидно, что ключевая проблема конфликтных ситуаций не в качестве условий или ресурсов, а в нашей тактике их использования. У вас были хорошие активы, а потом они стали плохими. Что вы с ними сделаете? Проклянете и исторгнете «во тьму внешнюю», довольствуясь тем, что «там будет плач и скрежет зубов»? Это вряд ли. Скорее, попытаетесь реализовать с наименьшими для себя убытками. В этом ваш бизнес-интерес.

   Противоречит ли это интересу уходящего от вас сотрудника? Вовсе не обязательно. Ведь его желание просто и очевидно – человек ищет, где лучше, и хочет там оказаться наименее проблемным способом. Потеряете ли вы при этом или приобретете, не играет для него существенной роли – если только вы - своим действием или бездействием - не подтолкнете его к определенному на этот счет мнению. В таких условиях наиболее разумным будет обернуть конфликт в сделку и добиться оптимальной договоренности. Это будет реализацией все того же принципа и основы всякого бизнеса – оптимального использования всякого актива. С таким пониманием решение обсуждаемого конфликта становится не проблемой, а делом техники – техники ведения переговоров. 

 Выигрыш-выигрыш

   Развитие бизнес-технологий на определенном этапе сформулировало универсальную концепцию успешной стратегии и тактики  всякого менеджера – по определению, специалиста, управляющего процессами и принимающего принципиальные для этих процессов решения. Не важно, к чему относится ваше решение, вы будете двигаться к успеху, если научитесь учитывать и согласовывать интересы всех участников сопряженных взаимодействий. Преследование своих целей не является нарушением этого принципа, это исходная точка всякого движения. Ваш успех становится все более эфемерным в том случае, когда вы зациклены на своих интересах настолько, что воспринимаете отношения с окружением как игру, в которой выигрыш может быть уделом лишь одной из сторон.  При таком подходе чужие интересы воспринимаются как потенциально или актуально враждебные, а все взаимодействия носят - явно или скрыто – напряженный характер. Не удивительно, что в таких условиях ваши сотрудники легко могут отвлекаться на сторонние предложения по трудоустройству, а в ситуации их ухода вас будет терзать ощущение своего проигрыша. Тут уже не до вдумчивого анализа и расчетов на сокращение убытков, тут бы взять реванш…

 Искусство приобретать инвесторов 

   Если вам приходилось когда-либо переходить на более привлекательное место работы, вам легко будет сказать, почему это стало возможным и что на самом деле могло бы этому помешать – очевидно, лишь более выгодное предложение прошлого  работодателя. Люди устроены по-разному и в разных вещах видят свое благо, но все имеют довольно острую чувствительность к тому, что содействует или препятствует улучшению их жизни. Такова человеческая природа: все, что нам мешает, вызывает лишь агрессивную реакцию. Как легко, вызвав своим непродуманным поведением такую реакцию, рассуждать и доказывать всем, что в случае с уходящим сотрудником мы имеем дело с исключительно отъявленным типом. Не лучше ли вовремя признать, что мы теряем сотрудников не потому, что они плохи, а потому, что они попросту живы, и потому не перестают стремиться к лучшему. И если вопрос о том, как вы организуете эффективные отношения с этим базовым стремлением человеческой природы, еще не включен в ваш бизнес-план, я буду последним, кто согласится инвестировать ваш проект.

 

Владислав Зверьков,психология для руководителя
психолог, психоаналитик

статья написана для журнала "ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ"

и опубликована в
№12 за 2009 г.

 

 

 

 

 

консультация психолога в Москве

помощь психолога

 

 

статьи по психологии

Что такое корпоративная культура?

Представьте себе ситуацию: вы едете отдыхать. Предвкушаете, как классно проведете время на море! Компания приятелей подбирается новая и интересная! Но с первого же дня все идет не так, как вами ожидалось... Как понять культуру компании? Как «вписаться» в нее? Является ли корпоративная культура неотъемлемой частью любой организации или есть ли компании, в которых ее нет? Каков допустимый предел в расхождениях ценностей?

Корпоративная культура: три типа компаний

По степени наличия и оформленности корпоративной культуры условно можно выделить три типа компаний. Как вчерашнему выпускнику вуза, соискателю распознать эти типы и чего ждать от каждого из них? Посмотрим на компании под этим прицелом...

Корпоративная культура: советы выбирающему

На рынке множество компаний, которые отличаются друг от друга по ценностям и требованиям к сотрудникам. Что же можно посоветовать выпускнику вуза, соискателю, размышляющему о проблеме совпадения/несовпадения с потенциальным работодателем?

Агрессия в деловой переписке - 7 критических ошибок при ответе

Вы - сотрудник компании. В ваш электронный адрес приходит письмо, в котором клиент ругает ваш сервис, грозит разрывом отношений, требует возврата денег и на прощание отправляет Вас и вашу компанию в пешее эротическое путешествие...

 

                  БИБЛИОТЕКА                      

  В нашей библиотеке собраны статьи различной тематики: психология и психотерапия, медицина и история врачебной практики, бизнес-обучение и консалтинг, духовные практики и самосовершенствование.  Часть материалов предоставлена партнерами проекта Go-Psy.ru, другие включены по усмотрению редакции. в библиотеку>>

 

 

психолог в Москве

Go-Psy.Ru - Психологическая помощь         О проекте Go-Psy.Ru      Статьи по психологии                Психологическая консультация           Кабинет психолога              

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100