Человек в методологических подходах психологии
Величие человека измеряется величием тайн, которые
его занимают или перед которыми он останавливается.
М. Метерлинк
Каков
человек, таков и мир; каков мир, таков и человек.
Гегель
«Человечество идет
вперед, совершенствуя свои силы». Этот безусловный (обозначенный
А.П. Чеховым в драме «Вишневый сад») факт не всегда был столь же
очевиден, сколь ясно представляется он в двадцатом веке. Но и
сегодня не будет бессмысленным спросить - действительно ли
человечество идет вперед? Что дают ему все новые силы? И – уж
совсем запредельный вопрос – куда человечество идет?
Есть и такая группа
вопросов: в своем поступательном движении в каких именно силах
нуждается человечество? Где взять эти силы? Те ли силы мы
совершенствуем?
Пришло время, когда
эти вопросы мы можем встретить лицом к лицу. И, подобно путнику, в
панике метавшемуся по чужому дремучему лесу и внезапно
остановившемуся с тем, чтобы оглянуться вокруг, мы обнаруживаем
замысловатую и угрожающую картину: мы «обросли» тысячами сил, многие
из которых уже поглотили нас самих; мы натоптали столько троп, что,
перебирая их случайным образом, мы никогда не выберемся из тьмы; мы
запуганы, жестоки, надменны в своем невежестве. И, как путник, с
надеждой обращающий свой взор в небо в поисках путеводной звезды,
люди все больше стремятся осознать те цели, к которым они так
неистово стремятся. Это век крушения иллюзий и век обретения
утерянного рая: так или иначе, позднее или раньше, поодиночке или
группами, приходят к пониманию, что целью всякого движения является
сам человек, что не человек – средство прогресса, а обретенные силы
– средства развития человека. Что бы человек ни делал, он делает
себя. Творя в мире – творит в себе; создавая, совершенствуя себя
– создает и совершенствует мир. Это другая сторона обретаемого
понимания единства человека и мира.
И здесь раскрывается
тот факт, что сам человек – понятие далеко не однозначное и
общепринятое, явление недостаточно изученное, сущность, до конца
не познанная. Подобная неопределенность не только питает многолетние
и многотрудные споры, но содействует тому многоцветию в философских
учениях, идеологических системах, социальных процессах и прочих
областях жизни, которое не только раскрывает широкие горизонты, но и
ставит в тупик. Мы так зависим друг от друга, что не можем себе
позволить тянуть в разные стороны «покрывало жизни», тем более, что
сил у нас становится все больше и больше. Жизнь – это не то, что
делится, но то, что сопереживается.
Вся эта проблематика
стала тем самым фоном всех происходящих ныне событий, который все
больше выходит на первый план. Этого нельзя не замечать, если мы
только лукаво не скажемся слепыми. Вся наша деятельность зависит от
нашего понимания самих себя, своего места в мире, своих перспектив.
С чем же пришли мы к
этому часу выбора? Кто мы и куда мы идем?
Нет, целью нашей
работы является не ответ на эти вопросы, это было бы столь же
наивно, сколь и самонадеянно. В конце концов, каждый сам делает свой
выбор, и нет одного ответа на всех. Мы лишь попытаемся показать ту
картину, что предстала перед нашими очами, когда мы «остановились,
осмотрелись и взглянули вверх». Иными словами, мы представим Вашему
вниманию краткий экскурс в специфический пласт жизнедеятельности,
именуемый профессиональной практикой психолога, представим наличные
основные тенденции в свете указанных проблем и обоснуем свой личный
выбор. Специфика деятельности психолога такова, что выбор этот
должен быть не только сделан, но и достаточно четко осознан -
определен, выделен и обсужден.
К ознакомлению с подобной работой мы Вас и приглашаем.
Читайте продолжение статьи:
Естественно-научный подход в психологии
Гуманистический и трансперсональный подходы в психологии и психотерапии
Новый подход в психологии воспитания и педагогике
|