Рейтинг@Mail.ru
психологическая помощьсайт психолога

Go-Psy.Ru - Психологическая помощь
О проекте Go-Psy.Ru
Статьи по психологии
Психологическая консультация
Кабинет психолога

ситуации

Невроз
Депрессия
Стресс
Одиночество
Страхи. Тревога
Ревность. Измена
Несчастная любовь
Утрата смысла жизни
Жизненный кризис
Затяжной конфликт
Психическая травма
Нарушения питания
Нарушения сна
Нарушения эмоций
Нарушения отношений
Нарушения поведения
Сексуальные нарушения
Нарушения здоровья

психологические проблемы

помощь психолога

Консультация психолога
Психотерапия
Психоанализ

Вы можете задать вопрос психологу по электронной почте (e-mail):
go-psy@ya.ru
Ответ специалиста будет направлен вам лично.
Конфиденциальность гарантируется.

помощь психолога

этика психолога

  Главный принцип врачебной практики - "Не навреди" - в точности применим к практике оказания  психологической и психотерапевтической помо-щи. К сожалению, нередки случаи нарушения этого правила, и тогда некорректное поведение специалиста стано-вится еще одним источником страданий пациента. Теряется изначальное доверие ко всякому  психологу и психотерапевту. Надежды на исцеление тают.
  Чтобы избежать этих или иных неблагоприятных последствий, следует убедиться, что избранный вами специалист следует принципам профессиональной этики психолога.
подробнее>>

этика психолога


быстрый поиск

Психолог в Москве Помощь психотерапевта Лечение невроза Психологическое консультирование Лечение депрессии Кабинет психолога

 

 

 

 

 

 

 

 


Психологическая помощь на Go-Psy.ru

since 2006 © Go-Psy.Ru
все права защищены Законом
условия использования материалов

 

Естественно-научный подход в психологии

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что всякое научное исследование или теоретическое построение должно опираться и реально опирается на некую методологическую основу. Так или иначе, хочет этого исследователь или нет, всякий его шаг в науке предопределяется эксплицитно выраженной или имплицитно заданной методологией общего научного подхода, в рамках которого он работает. В принципе, это является частным случаем того более широкого закона (который, на наш взгляд, все еще недостаточно раскрыт и представлен в общественных и гуманитарных науках), в силу которого человек способен выполнить лишь ту деятельность, что возможна в рамках понимания и осознанности (развернутости и освоенности) этим человеком своих взаимоотношений с миром.

Психология, очевидно, имеет объектом своего изучения человека, его психику. При этом в качестве предмета психологии в различных психологических школах выступают и различные стороны этого человека, этой психики. Существуют и попытки психологов разработать идею целостности человека. Нас в данном случае интересует нечто другое. Методология каждого подхода в психологии – чаще всего, имплицитно – реализует вполне определенное понимание человека, его места в мире. На основе этого понимания реализуется и определенное отношение к человеку в исследованиях. В значительной степени многообразие «психологий» определяется подобным расхождением в базовом определении психологами человека.

Причины этого кроются, с одной стороны, в относительной молодости науки психологии, с другой – и более весомой стороны -  в специфике ее предмета. Ведь это самое базовое расхождение в определении «что есть человек» унаследовано психологами от своих предшественников – философов, а философия, в свою очередь, корнями уходит в тьму веков, давая при этом весьма пышную «крону» течений мысли и теоретических школ, ни мало не стыдясь своего почтенного возраста. Человек – самая большая загадка Бытия, ибо она задана человеком самому себе.

Однако до развития А. Эйнштейном абсолютно революционных своих идей (т.е. во время формирования психологии как самостоятельной науки) в естествознании складывался и успешно осуществлялся идеал науки, воплощением которого являлась физика. Блестящие гипотезы, их не менее блестящее подтверждение в экспериментах, универсальные законы – все это как нельзя более отвечало духу прогресса (добавим, весьма прагматического) девятнадцатого столетия. Не удивительно, что подобные шаги внушали уважение и звали к невиданным доселе открытиям и в психологии. Мы намеренно упрощаем ход событий, ибо для нас здесь важно то, что следствием подобного «сравнения» с физикой (разумеется, не только его) явилось определенное отношение к человеку как к «вещи среди вещей». Такое отношение в науке зафиксировано более приличествующим словосочетанием «объективный подход», но суть его, как нам кажется, точнее отражена в предыдущем предложении.

В рамки этого объективного подхода вошло и другое понимание человека: биология благодаря эволюционистским идеям в значительной степени расширила свои возможности в объяснении поведения животных, медицина с давних пор уже имела к человеку самое непосредственное и определенное отношение, физиология вполне отчетливо начала представлять механизмы работы организма. Следуя подобным научным «завоеваниям», в психологии и человека в целом вскоре «округлили» до организма, до фактически двуногого и прямоходящего животного.  Советская психология довольно трудно начинала освоение этой проблемы, практически в ней нашли отражение и эти подходы. Вместе с тем, в советской психологической науке боле полно и разносторонне оказалась раскрыта социальная природа человека, его сущностная связь с миром. Но «последовательный материализм», который был в то время так уместен в физике, оказался менее всеобъемлющим в качестве подхода к человеку: несмотря на всю объективность социальных законов, основанных, в свою очередь, на законах материального порядка, человек упрямо оставался хоть на йоту свободным в отношении к ним. Что никак не устраивало «вождей социализма».

Таким образом, в психологии сложился, а точнее, был принят подход, реализующий парадигму «субъекта и объекта» в науке. При этом статус субъекта был ограничен позицией наблюдателя, не смеющего «свои суждения иметь» в отношении ценностной оценки и смыслового содержания ситуации исследования. Иными словами, функции субъекта в конечном счете сводились к регистрации изменений в объекте, причем объекту – в психологии человеку – также было отказано в истинно человеческом измерении. Человек сводился либо к механизму, либо к животному. Включение же социальных слоев в этот человеческий объект отнюдь не делало его духовным, он обретал некое сознание без духа. С одной стороны, подобные утверждения могут выглядеть несколько утрированными и упрощенными, но, с другой, не требуется значительных усилий методологов, чтобы эксплицировать подобный подход в психоанализе, бихевиоризме, когнитивизме. Несколько большую трудность представляет в этом плане деятельностный подход, ибо, на наш взгляд, он имеет широкие перспективы. Но и он по-прежнему не является переработанным на новых основах, нежели материализм и возведенный в высший принцип объективизм.

Мы далеки  от того, чтобы винить в принятии подобной парадигмы психологов того времени, это было бы антиисторично. Еще более далеки мы от глухого неприятия подобного подхода в психологии – он принес многочисленные плоды, и не его вина в том, что иные из этих плодов оказались возведенными в ранг основополагающих принципов. Ведь уровень рассмотрения проблемы до известной степени определяется уровнем поставленной задачи. И в том-то, как раз, дело, что этот подход оказался совершенно неспособным раскрыть именно духовное измерение в проблеме человека (в самом широком понимании этой проблемы). Недостатки и упущения старого эмпирического подхода особенно явственны при рассмотрении высших переживаний человека, многое понятия, идеи, ценности, составляющие сокровищницу человеческой культуры, не допускаются в отчеты, оказываясь, по существу, за скобками психологической науки, которая призвана содействовать гуманизации всех сфер жизни. Духовные поиски людей отданы на откуп сомнительным «поводырям», психическое здоровье людей – «целителям» и экстрасенсам. Академическая наука «выплеснула вместе с водой и младенца» - ради пресловутой объективности и материальности бытия «лишив» человека духа.

Однако кризис касается не только высших ценностных переживаний. Сама проблема личности оказывается ограниченной спором о социальном и биологическом в человеке, и изначальный дуализм субъекта и объекта, материи и духа завершается разорванностью бытия и человека, более того – разорванностью человека в самом себе.

Отсюда вытекают и основные подходы в психотерапии, которая пытается сохранить психическое здоровье и благополучие человеку, живущему в совершенно «разорванном» мире. Путем «ремонта» и «перестановки» его личного опыта и некоторых способностей, обрекая, тем самым, его на окончательную утрату высоко смысла бытия. Реализация подобной – медицинской – модели является вполне логическим следствием материалистически понятого явления «нормальности».

Позволим себе повториться: мы не отрицаем опыта и достижений прошлых лет, мы лишь стремимся показать, что практически необходимой стала смена не методов и форм практики и теоретических исследований, а именно  парадигмы в психологии. Этому посвящены многочисленные работы, среди которых, например, труд, обобщающий двадцатилетний опыт экспериментов с надличными переживаниями Станислава Грофа и подробно описывающий как издержки «позитивистского» подхода, так и перспективы в смене господствующей парадигмы.

В начало статьи: Человек в методологических подходах психологии


Продолжение статьи: Гуманистический и трансперсональный подходы в психологии и психотерапии

помощь психолога

 

 

статьи по психологии

Человек в методологических подходах психологии (начало статьи)

Человек – понятие далеко не столь однозначное и общепринятое, явление недостаточно изученное, сущность, до конца не познанная. Подобная неопределенность не только питает многолетние и многотрудные споры, но содействует тому многоцветию в философских учениях, идеологических системах, социальных процессах и прочих областях жизни, которое не только раскрывает широкие горизонты, но и ставит в тупик.

Гуманистический и трансперсональный подходы в психологии и психотерапии (продолжение статьи)

Появление проблематики смены парадигм, «гуманизации» психологии и оформление трансперсональной психологии активно развернулось еще в 1960-х годах. Тогда же обсуждалась и смена форм познания, расширение их состава, смена взглядов на человека.

Новый подход в психологии воспитания и педагогике
(окончание статьи)

Психологическая работа со взрослыми людьми затруднена в силу того, что их взгляд на мир и на себя уже является значительно устойчивым и воспринимается ими как подтвержденный годами прожитой жизни (несмотря на неудовлетворительное качество собственной жизни!). Тогда как ребенок еще достаточно «открыт» миру и его влекут широкие перспективы и собственные возможности.

Психологическая консультация

Психологическая консультацияОбращение к психологу может быть мотивировано как ситуативным затруднением, так и затяжным жизненным кризисом. Консультация психолога ни к чему не обязывает, но может сыграть в вашей жизни огромную роль. Что происходит в кабинете психолога и чего следует ждать от психологической консультации?

Психолог

Психолог

Сегодня мало кто при упоминании о психологе нахмурит брови. Появилась даже мода на психологию. Редкий глянцевый журнал обходится без колонки психолога, а услуги именитых психотерапевтов обходятся не дешевле услуг популярных стилистов...

Почему психоанализ и зачем психоаналитик?

ФрейдПсихоанализ существует уже более 100 лет. За это время человечество вполне могло бы освоить ключевые его понятия и выявленные закономерности. Но для большинства людей Фрейд остается фигурой не столько научной, сколько анекдотической, а сделанные им открытия - тайной за семью печатями...

Психотерапия

Психотерапия

Когда необходима психотерапия и на что она нацелена? Подлинный психотерапевтический процесс предполагает своим результатом освобождение не просто от симптомов, а от самой болезни...

Сам себе психолог

Сам себе психолог

Очень модным стало выражение «Сам себе психолог». Распространение психологических знаний – радующая примета нашего времени. Но иногда просвещение сводится к рекламному трюку, на деле создается очередной миф...

 

                  БИБЛИОТЕКА                      

  В нашей библиотеке собраны статьи различной тематики: психология и психотерапия, медицина и история врачебной практики, бизнес-обучение и консалтинг, духовные практики и самосовершенствование.  Часть материалов предоставлена партнерами проекта Go-Psy.ru, другие включены по усмотрению редакции. в библиотеку>>

 

 

 

 

психолог в Москве

Go-Psy.Ru - Психологическая помощь         О проекте Go-Psy.Ru      Статьи по психологии                Психологическая консультация           Кабинет психолога              

Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100