Гуманистический и трансперсональный подходы в психологии и психотерапии
Кризис позитивистски направленной психологии, в
которой не было места человеку духовному, а человек разумный
понимался как, в лучшем случае, природная вычислительная машина, не
мог не привести к появлению некой альтернативы в научной психологии.
В культуре такая альтернатива всегда была, это было религиозное
мировоззрение, но оно находится за пределами психологии как науки.
В качестве обсуждаемой альтернативы выступила
гуманистическая психология, сложившаяся как «третья сила» в
оппозиции к двум предыдущим – психоанализу и бихевиоризму. Само
течение гуманистической психологии является весьма разнородным, и
объединяющим различные подходы принципом здесь оказывается именно
другое понимание человека. Обобщая взгляды различных гуманистических
психологов, можно выделить тот факт, что человек представляется как
некая уникальность в мире. Человек — это совершенно особое существо.
Причем особенность его заключается не в более высоких уровнях
отражения, мышления, деятельности, а, прежде всего, в его духовности
и, как следствие, в его свободе, активности, творчестве. Человек, в
таком понимании, обладает ценностями, стремлением к смыслу, он
открыт миру, един с бытием, и становится выше, богаче, интереснее.
Именно поэтому гуманистическая психология сейчас находит все больше
сторонников не только среди различных слоев общества, но и в кругах
академической психологии. Ориентация на бытийность, смыслы, опора на
свободу, ответственность человека, открывает перед психологией новые
горизонты.
Такой подход порождает и новый взгляд на
психотерапию. Ситуация консультирования рассматривается не как
процесс «лечения», а как момент роста человека (уже не «пациента», а
«клиента»). Однако основной упор здесь делается на развитии
«самости» - усилении личности: возрастание автономности,
самоопределении,
освобождении от неврозов. И в этом отношении
человек остается замкнут на себе. Оторванность от бытия сменяется
заточением в бытии, «заброшенностью» в мир, что становится причиной
уже иных конфликтов человека —
одиночеством, изоляцией,
бессмысленностью жизни. Эти проблемы решаются в
логотерапии Франкла и
других подходах, однако, во всех них упор делается на личность, ее
самотрансценденции, развитии способностей и реализации их в мире.
Более радикальным представляется
подход иной, он касается сверхличного, трансперсонального развития и
позволяет расширить границы «самости». В книге-учебнике Д. Фрейдимена и Р. Фрейгера «Личность и личностный рост» (том
второй)
приводится описание Энгьяна (1956) этих двух подходов в
сопоставлении:
«С первой из этих точек зрения, человеческое существо
кажется стремящимся в основном к самоутверждению и саморасширению.
Это автономное существо, само по себе растущее и активно себя
утверждающее, а не реагирующее пассивно, как физическое тело, на
воздействие окружающего мира. Эта фундаментальная тенденция
выражается в стремлении человека укреплять и усиливать
самоуправление, иными словами — пользоваться свободой и
организовывать мир вокруг себя из автономного центра, которым
является его самость... С другой точки зрения, человеческая жизнь
представляется совершенно иначе. Если с точки зрения первой
тенденции человек стремиться быть центром своего мира и старается
формировать и организовывать объекты и события вокруг себя, то с
точки зрения второй тенденции он, скорее, добровольно подчиняет себя,
становясь органической частью чего-то, что он полагает большим,
нежели он сам, находя в нем свое пристанище. Это сверхличное
единство, частью которого человек себя чувствует или хочет быть,
может различным образом осознаваться и называться в зависимости от
культурного наследия и личного понимания.»
Мы позволили себе столь длинную цитату с той целью,
чтобы представить наглядно наличную ситуацию: уже имеется и находит
все большее число сторонников стремление реализовать то сущностное
понимание человека, в котором человек обретает и себя, и весь мир,
сливаясь с миром. Очевидно, что для этого необходимо определенное
достижения степени самоопределения, зрелости и самоактуализации.
Развитие сильной автономной личности и самодостаточности может быть
предпосылкой для этого, второго, типа роста.
Естественно, что в таком понимании человека
психология сближается с религией. Это «губительно» для
академической, ортодоксальной психологии, но необыкновенно
«плодоносно» для психологии, призванной ныне решать проблемы
насущного бытия человека, могучего в своих физических возможностях и
беспомощного в своих духовных силах. И, может быть, такое сближение
придает психологии ту жизненность, силу и устойчивость, которые
сохраняет религия тысячелетиями, отвечая насущным потребностям
человека.
Разумеется, воплощение такого подхода является
трудным и долгим процессом. Противодействие академической науки
вполне реально, сам язык науки плохо приспособлен к «духовной
жизни». Абрахам Маслоу указывает на это, как на вполне реальную проблему,
говоря:
«Я располагаю лишь теистическим языком для этой «научной
работы» (Маслоу, 1964).
Появление проблематики смены парадигм, «гуманизации»
психологии и оформление трансперсональной психологии активно
развернулось еще в 1960-х годах. Тогда же обсуждалась и смена форм
познания, расширение их состава, смена взглядов на человека (взять хотя бы
статью Карла Роджерса «К науке о личности», написанную в 1964 году).
Удивляет массив подобных материалов в то время. Но еще более
удивляет то, что эти материалы не только не устарели, но стали еще
более актуальными, так как прогресс человечества оказывается в
противоречии с застоем в философских науках. Очевидная кризисность
старых подходов в психологии все более тормозит объективно
необходимое развитие ее как науки и как практики. И, видимо,
проблема подобной «растянутости» революции в психологии вызвана не
только и не столько противодействием академической науки (в конце
концов, все жизнеспособное и целесообразное само отвоевывает
жизненное пространство). Очевидно, проблема кроется в другом, а
именно: реализация подобного подхода, в отличие от прежнего, требует
иного построения исследований, практики и, вообще, структуры науки.
Расширение угла зрения психологии сопровождается расширением
требований к самим психологам. Они не только должны обладать
дипломом, но и реально владеть культурой и
этическими нормами.
Деятельность психолога с таким мировоззрением носит идеологический
характер. Таким образом, «духовная психология» требует «духовных
психологов», - и это одна сторона проблемы. Другая заключается в
том, что реализация такого понимания человека до сих пор не
разработана практически. К сожалению, подобные призывы остаются
зачастую на бумаге - как строить научные исследования, что следует
учитывать, на что опираться. Все это и многое другое остается
не вполне ясным.
Между тем, практическая жизнь требует участия психологов - участия
активного и научно обоснованного. При этом старые подходы являются
недостаточно жизнеспособными в силу своей ограниченности, а новые -
в силу своей неразработанности. Очевидно, именно разработка нового,
теоретически уже осмысленного и представленного, подхода является
первой необходимостью нынешнего этапа развития психологии.
Начало статьи:
Человек в методологических подходах психологии
Естественно-научный подход в психологии
Окончание статьи:
Новый подход в психологии воспитания и педагогике
|