Новый подход в психологии воспитания и педагогике
Особый интерес представляет реализация
нового понимания человека в
практике воспитания детей.
Клиентами психологических консультаций, в большинстве случаев, являются
взрослые люди, не имеющие минимальной базы понятий психогигиены. Это проблема распространения психологических знаний вообще. Нередко
оказывается, что психология стоит перед задачей некой «переделки» в
человеке того, что оказалось заложено в него ранее социальной
ситуацией его развития. Таким образом, человек в начале жизни отдан
в волю естественных (биологических) и социальных законов , а также
индивидуальных (уникальных) условий его развития. И далеко не все в
этой «естественности» построено разумно. В результате чего, человек
становится каким-то «неестественным», то есть неспособным реально
оценивать ситуации, решать собственные проблемы. Человек оказывается
замкнут на самом себе, часто «разорван». Его преследует извечная
динамичность бытия, и он оказывается все время в поисках некой
«счастливой жизни», о которой он имеет смутные представления и
которой никогда не достигает.
Наверное, было бы проще и легче, если
бы подобный «букет» наблюдался лишь у клиентов психологических
консультаций. В этом случае
психологи и
психотерапевты акцентировали
бы свои усилия на этих людях, и проблема постепенно бы решилась.
Однако подобные затруднения возникают у подавляющего большинства
людей, никогда не обращавшихся к услугам психологии. В условиях
утраты тех существенных ценностей, которые поддерживают
психологическое здоровье народа, мы рискуем превратиться в общество
духовных калек.
Очевидна необходимость иного подхода к решению данной проблемы.
Это, во-первых, профилактика психологических отклонений (и, добавим, заблуждений), и, во-вторых, грамотное
воспитание
подрастающих поколений. Психологическая работа со взрослыми людьми затруднена в
силу того, что их взгляд на мир и на себя уже является значительно
устойчивым и воспринимается ими как подтвержденный годами прожитой жизни
(несмотря на неудовлетворительное качество собственной жизни!). Тогда как ребенок
еще достаточно «открыт» миру и его влекут перспективы и собственные
возможности. Дать такому ребенку средства раскрытия себя, средства
реализации лучших своих сил, раскрыть для него сущностную связь человека с миром,
раскрыть ценность человеческой культуры — это значит воспитать
человека духовного, свободного и способного гармонизировать не
только собственные отношения с миром, но и преобразовывать мир. Это
труд во имя будущего, а значит, и во имя настоящего. Попытки работы
с детьми в психологической практике и педагогике в данном направлении достигли весьма обнадеживающих
результатов. Поэтому разработка и реализация методик, раскрывающих
новое понимание человека, описанное в данной работе, является той
задачей, которая ставится в ряду первых. Очевидно, что подобная
работа столкнется с рядом трудностей, но значимость ее не оставляет
сомнений в решимости их преодолевать.
Заключение
Анализ нынешней ситуации в психологии убедительно показывает, что смена
господствующей парадигмы не только необходима, но и уже реально
осуществляется. Естественно, что этот процесс, испытывает ряд
трудностей. Например, личностная приверженность к старому подходу
академических психологов, сложность внедрения нового подхода в
практику науки. Этот новый подход в психологии и педагогике опирается на особое понимание
человека, как уникального существа во вселенной, природа которого
требует особых приемов познания. Это же понимание требует иного
построения психотерапевтической практики, а также переработки
педагогических принципов и методов воспитания новых поколений.
Повторяя старое каббалистическое утверждение, гласящее, что человек
— незавершенное существо, мы обращаем внимание на то, что завтрашний
день зависит от того, каким мы увидим его сегодня. Относясь к
человеку, как в высшей степени духовному существу, мы строим тот
духовный мир будущего, о котором мечтали многие поколения людей.
|