Игрушки для детей от трех до семи лет
Как быстро летит время! Кажется, еще
вчера вы покупали своей крохе погремушки и ходунки, а теперь идете в
магазин за куклой-принцессой, супер-героем или компьютерной игрой.
Ведь теперь ваш ребенок не просто малыш — он уже дошколенок!
Дошкольным возрастом называют этап психического развития
ребенка от 3 до 7 лет. В этот период активно формируется личность
ребенка, его интеллект и эмоциональная сфера. Ученые выделяют три
этапа дошкольного развития:
* младший дошкольный возраст (3–4 года);
* средний (4–5 лет);
* старший (5–7 лет).
С учетом этих периодов формируются группы в детсадах. А родителям
знание этих этапов поможет в выборе игрушек. Ведь у 3-7-летних детей
в процессе игры происходит усвоение основных приемов деятельности и
норм социального поведения, с каждым годом способности
ребенка улучшаются. В этом возрасте у детей появляется интерес к
конструированию, рисованию, лепке, плетению. Профессиональный
психолог подчеркнет: главная функция игрушки
в этот период должна заключаться в активизации самостоятельной
детской деятельности. Теперь мотивы и желания ребенка начинают
согласовываться друг с другом, он действует не только импульсивно,
но и опосредованно, усваивает правила. Активно развивается память, дошколенок может с легкостью запомнить множество стихов
и песенок. Ему нравится узнавать что-то новое, общаться. Ребенок
будто превращается в «почемучку», хочет все уметь и «быть как
взрослый». Но при всей этой «взрослости» главной деятельностью
остается игра.
Помня про все вышесказанное, мы и пойдем в игрушечный магазин. Но
сначала для удобства разделим дошкольный возраст на 2 периода: 3-5
лет и 5-7 лет. Потому что, выбирая игрушки для ребенка до пяти
лет, мы будем ориентироваться на общее развитие личности,
а после пяти — конкретно на подготовку к школе.
Игрушки для ребенка 3-5 лет
Куклы всех видов и аксессуары к ним. Ведь кукла — одна из
самых древних игрушек, она учит девочку быть заботливой, доброй —
готовит к будущей роли матери и женщины. Кукол у девочки может быть
достаточно много. Они должны быть разного размера и «возраста»: от
пупсов-младенцев до «взрослых» типа Барби. Недавно в продаже
появились куклы Братц: они внешне достаточно похожи на Барби, но
выглядят значительно «моложе» - как девочки-подростки. Хорошо
зарекомендовала себя «новорожденная» кукла Бэби-борн: она умеет пить
из бутылочки и даже... мочить памперсы! Причем, чем старше девочка,
тем больше однотипных кукол можно ей покупать. Не стоит забывать и
об игрушечной мебели, посуде, одежде и домах: пусть маленькая
хозяюшка учится содержать их в чистоте и заселяет новыми питомцами!
Машинки и игрушечное оружие. Символы мужественности, к
которым неравнодушен каждый мальчишка. Это может быть пистолет,
автомат, космический бластер, меч или лук со стрелами. Благодаря
этим игрушкам мальчик готовится к будущей роли защитника. Машинок
может быть очень много: от маленьких гоночных до больших самосвалов,
от милицейской до пожарной машины. Играя с ними, ребенок узнает о
новых профессиях и социальных ролях мужчины.
Заводные и электронные игрушки. От машинок и роботов на
дистанционном управлении до собачек и динозавров, заводящихся
ключиком. Подходят как мальчикам, так и девочкам. С ними можно
придумать массу игр: например, машинка может объезжать препятствия,
перевозить кубики и кукол, а собачка — охранять все это.
Супер-герои и монстры. Прекрасно подходят для мальчишеских
ролевых игр. Человек-паук, пират, Бэтман, Робокоп и другие герои
любимых комиксов и фильмов. С ними можно играть как по отдельности,
так и собирать целые армии. Хорошо развивают фантазию: ребенок
придумывает все новые и новые игры с уже знакомыми персонажами,
может проиграть сценку из фильма или мультика.
Кубики с составными картинками и буквами. Развивают логику и
помогают научиться читать. Могут использоваться как самостоятельная
игра и как дополнение к другим играм: например, быть пособием в игре
в «учителя» или «продавца».
Нечто необычное - Домашний инкубатор. Это яйцо с детенышем
животного внутри. Благодаря этой игрушке ребенок может наблюдать за
тем, как из яйца появляется на свет цыпленок или даже маленький
динозаврик. Для этого достаточно положить яйцо в контейнер с водой.
А затем произойдет маленькое чудо: через 12-24 часа скорлупа начнет
медленно трескаться, и из яйца покажется детеныш. А после того, как
скорлупа яйца полностью разрушится, нужно поместить детеныша в
большую емкость, и наблюдать за его ростом. Скорее всего, после
такого «волшебства» ребенок заинтересуется книжками об этих
животных. Да и к школе можно морально подготовить: «Вот там тебе
расскажут очень много интересного о животных!»
Мультфильмы. В этом возрасте ребенок прекрасно воспринимает и
запоминает зрительную информацию, если она подана ярко и интересно.
Ребенку нужно показывать разные мультики – и отечественные, и
диснеевские, от современных до классических. А если ребенка какой-то
мультфильм заинтересует особенно, то можно купить игрушечного
персонажа и раскраски по мультику. Сейчас среди детей дошкольного
(да и младшего школьного) возраста очень популярен мультфильм «Смешарики»,
и на прилавках магазинов появились его персонажи — веселые
разноцветные зверюшки круглой формы: Крош, Нюша, Бараш...
Детский обучающий интерактивный компьютер. С ним ребенок
попадет в мир удивительных приключений и одновременно будет изучать
буквы, слова, числа, орфографию и математику, совершенствовать
память и логику, развлекаться, занимаясь музыкой или играми, а также
начнет изучать английский. Управление - клавиши на компьютере и
компьютерная мышка. Раскладка клавиатуры - как на настоящем
компьютере.
Книжки-игрушки и книги сказок. Из твердого картона, с яркими
аппликациями и объемными фигурками главных персонажей. Ребенок,
скорее всего, еще не умеет читать, но может с интересом разглядывать
рисунки и трогать наклеенных зверей и человечков. Развивают
внимательность, а главное — формируют интерес к чтению. Но эти
книжки надо как можно чаще «оживлять» - читать их ребенку. Текста
там очень мало, и ребенок сможет его быстро запомнить и даже
пересказать — а это уже неплохая подготовка к школе!
Конструкторы и трансформеры.
Развивают логику, мышление и
творческие способности. Долго не надоедают, т.к. могут
видоизменяться и становиться чем-то новым.
Студия домашней игрушки (мягкие игрушки для самостоятельного
набивания). Хороши тем, что даже 3-4 летний ребенок сможет
«сшить» игрушку своими руками. Все материалы в комплекте, иголки и
нитки не требуются. Развивает мелкую моторику и приучает к труду. К
тому же, ребенок обязательно полюбит плюшевого зверя, сделанного
своими руками.
Шведская стенка. Подходит как для выполнения утренней
зарядки, так и просто для «отвисания» на ней. Очень полезно для
позвоночника и мышц.
Наборы для рисования и лепки. Карандаши, фломастеры, маркеры,
мелки, акварель, пластилин, глина и быстро застывающая пластическая
масса. Постепенно подготавливают малыша к письму и развивают
творческие способности.
Наборы для создания бус и браслетов.
Прекрасно развивают
мелкую моторику и усидчивость! В наборе есть не только крупный бисер
и бусинки разной формы, но и цветные нитки, маленькие сердечки и
даже разноцветные перышки. Маленькая модница будет в восторге!
Игрушки для подвижных игр: мячи, кегли, дротики, хулахупы,
скакалки и др. Необходимы для гармоничного физического развития,
отдыха на природе и игр во дворе.
Корзина для игрушек. Это уже скорее не для детей, а для
родителей. Ведь игрушек накопилось очень много и их надо где-то
хранить. Поможет содержать детскую комнату в чистоте, а маленького
непоседу приучить к порядку. Хорошо, если она будет из яркого,
цветного материала — тогда корзина и к интерьеру подойдет, и ребенку
захочется самому класть туда игрушки и прочие «сокровища».
Игрушки для ребенка 5-7 лет:
Наборы для рисования.
К обычным фломастерам и акварели стоит
добавить гуашь, масляные краски, пастель (мелки) и набор для батика.
Все это отлично стимулирует фантазию, моторику рук и готовит к
школе.
Набор для вышивки. Мечта юной мастерицы! В набор входят
пяльца, эскизы для перевода на ткань, цветные нитки. Развивает
мелкую моторику, тренирует усидчивость и аккуратность, что
обязательно понадобится в первом классе.
Инструменты для резьбы по дереву.
Это уже не просто игрушка,
но и вещь, нужная в хозяйстве. Так мальчик научится помогать папе, а
позже навык выпиливания пригодится на уроках труда.
Настольные игры. Домино, лото, паззлы, разрезная азбука,
головоломки... Развивают логику, смекалку, быстроту мышления.
Особенно хорошо, если в эти игры родители играют вместе с детьми. Но
при этом надо учитывать детский характер: усидчивый ребенок готов
часами собирать мозаику, а вот непоседа с гораздо большим
удовольствием поиграет в подвижные игры.
Компьютерные игры.
Если ваш ребенок еще не знаком с
компьютером, пора это исправлять! Компьютерные игры ренируют мелкую
моторику, быстроту реакции, сообразительность, внимание... А главное
— помогают подготовиться к школе, где уже в младших классах может
понадобиться навык работать на компьютере. Мальчишек заинтересуют «стрелялки»,
«бродилки» и стратегии, девочек — симуляторы показа мод, а некоторые
будет не против за компанию с братом «покрошить» монстров. А игры по
сюжетам сказок и мультфильмом понравятся всем! Насчет жестокости и
«кровавости» некоторых игр особо переживать не стоит, ведь все это,
как выражаются дети, «понарошку» (да и на упаковке всегда стоит
возрастной ценз). Здесь главное, чтобы ребенок не находился за
компьютером слишком долго. Педиатры рекомендуют, чтобы такие
«посиделки» не превышали 20-30 минут в день. А уж если появилось
легкое покраснение глаз — игры на сегодня закончены!
Набор для бисероплетения.
Благодаря мелким деталям развивает
внимательность, четкость движений и готовит к письму. Благодаря
маленькому «калибру» бусинок девочка сможет сделать украшения не
только для себя, но и для кукол, что ей обязательно понравится!
Наборы для лепки из гипса и создания барельефов. Это уже
гораздо интереснее, чем лепить из пластилина. Ребенок сможет
почувствовать себя настоящим скульптором. Можно в качестве образца
воспользоваться рисунками на коробке, а можно создать свое
неповторимое произведение.
«Смешные» ученические принадлежности.
Помогут подготовить
ребенка к роли будущего ученика. Только они должны быть более яркие
и красочные, чем у школьников. Например, ручка-спиралька, большой
цветной ластик, карандаш с игрушкой на конце, тетрадка с любимым
мультгероем... За каждую попытку что-то написать или нарисовать
ребенка надо хвалить, подчеркивать значимость его деятельности: «Как
настоящий ученик!»
Детские энциклопедии. Даже если ваш ребенок еще не умеет
читать — не беда! Читайте ему сами, а он пусть разглядывает картинки
и отвечает на ваши вопросы о прочитанном. Это хорошо стимулирует
интерес к школе. Если ребенка сильно заинтересовали определенные
животные или явления, о которых шла речь в книге, стоит с ним
сходить в музей или на выставку, чтобы ребенок познакомился с этими
«интересностями» поближе. Ребенка заинтересовал рассказ о
динозаврах? Сходите вместе в магазин и купите набор этих «монстриков»
или альбом с наклейками. В 5-7-летнем возрасте дети прекрасно
усваивают новую информацию, если она подается в игровой форме.
Все перечисленные здесь игры и игрушки
идеально подходят для детей такого возраста, помогая развиваться и
узнавать что-то новое. Но в некоторые из них ребята любят играть
больше всего.
Любимые игрушки
У девочек:
1. куклы-пупсы с аксессуарами (Бэби-борн, Анабель);
2. Барби (и подобные ей куклы) с обстановкой;
3. мягкие игрушки, музыкальные игрушки, центры и сюжетно-ролевые
игрушки "Повар", "Парикмахер", "Доктор" и т.д.
У мальчиков:
1. машинка, роботы, трансформеры;
2. мячи;
3. фигурки животных, человечков и музыкальные игрушки.
Любовь девочек к куклам, а мальчиков - к технике обусловлена
исторически и длится многие годы. Но при этом девочка может с
удовольствием поиграть с Бэтманом или черепашкой-ниндзя, а мальчик —
покатать в машинке кукол своей сестры.
Любимые развивающие игры
У девочек:
1. паззлы;
2. кубики;
3. настольные игры (лото, домино и др.)
У мальчиков:
1. конструктор "Лего";
2. конструкторы других производителей (Playmobil, Fisher);
3. кубики, железная дорога.
При покупке игрушек стоит помнить, что:
· очень часто рекомендуемый возраст детей на играх и игрушках
завышен;
· игрушки лучше выбирать с "возрастным запасом", несколько опережая
развитие ребенка, все время ориентироваться на "зону ближайшего
развития";
· необходимо учитывать не только возраст ребенка, но и его интересы,
особенности развития, темперамент и потребности.
· не стоит покупать ребенку исключительно интеллектуальные игры —
паззлы, разрезную азбуку и др. Ведь в школе пригодятся не только
навыки чтения или рисования, но и общения. А этому способствуют
ролевые игры: в дочки-матери, доктора или водителя.
И тогда игрушки не только принесут радость, но и подготовят
ребенка к первому классу!
Елена Большакова, журналист
литературная страничка автора:
http://www.stihi.ru/author.html?batismad Живой Журнал автора:
http://bat-is-mad.livejournal.com/
психологическая помощь и психотерапия в Москве
|